Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Реставраторы Русского музея расскажут о том, как проходила реставрация единственного в мире сохранившегося отдельно-стоящего деревянного Амвона византийской православной традиции и о том, какие открытия были сделаны в процессе работы с деталями Амвона
История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г. в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный Амвон византийской православной традиции. Конструкция была вырезана из дерева и собрана в 1533 г. как центральный элемент храмового комплекса – собора Святой Софии в Великом Новгороде. Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении, Амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры «человечков» нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы).
Проекты реставрации памятника готовились не раз (впервые – в 1923 г.), но, к сожалению, так и не были реализованы. В 1990-е годы вновь встал вопрос о реставрации памятника. Были подготовлены обмеры, составлены описания состояния сохранности, проведено комплексное технологическое исследование памятника: анатомический и дендрологический анализы древесины, физико-оптические исследования (в ультрафиолетовом диапазоне излучения и в инфракрасных лучах), химический анализ грунта и некоторых пигментов.
Изначально Амвон включал в себя более 50 конструктивных деталей и около 192 деталей резного декора, большинство из которых дошло до наших дней.
Диаметр Амвона в собранном состоянии (2,26 м.) превышает ширину основных дверей Михайловского дворца Русского музея. Поэтому, одним из необходимых условий для перемещения памятника из фонда древнерусского прикладного искусства в реставрационную мастерскую был полный демонтаж фрагментов. Последний раз подобным образом Амвон разбирали в самом начале Отечественной войны 1941-1945 гг. Тогда экспонат в срочном порядке был разобран на четыре крупных фрагмента, для чего пришлось распилить несущую конструкцию. Детали Амвона были упакованы в ящики и подготовлены для второго этапа эвакуации экспонатов Русского музея в Пермь. Но в связи со стремительным развитием ситуации на фронте и тем, что уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда все экспонаты в том числе и ящики с элементами Амвона были размещены в подвальных помещениях Русского музея. Они находились там вплоть до 1946 года, когда памятник был распакован и вновь собран уже в помещении фонда древнерусского прикладного искусства, где он хранился до настоящего времени.
В настоящее время реставрационные работы полностью завершены. Памятник экспонируется на выставке "Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария" в залах корпуса Бенуа Русского музея.
Лекцию читают художник-реставратори научный сотрудник сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея Жанна Максименко и Карина Чарыкова.